Психолого-педагогическая служба

Положение о психолого-педагогической службе ДОУ

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

МАДОУ «Детский сад №3 «Семицветик» комбинированного вида»

 

Ценностно — целевой компонент модели

Модель психолого – педагогической  службы МАДОУ «Детский сад №3» разработана на основе Концепции развития психологической службы на период до 2025 года, утверждённой министерством образования Красноярского края и муниципальной модели организации ППС. Модель психологической службы создана для определения единых подходов к организации психологической службы в МАДОУ «Детский сад №3» и является инструментом управления её развитием. Главной ценностью модели ППС является профессиональная забота о психологическом здоровье детей.

Цель: обеспечение психологического сопровождения образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление психологического и психофизического здоровья,  развитие воспитанников, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации.

Задачи:

  • Создание условий для сохранения и укрепления психологического и эмоционального благополучия детей.
  • Проведение подгрупповой и индивидуальной работы с детьми разных целевых групп с целью коррекции и развития способностей и возможностей.
  • Формирование компетентности родителей (законных представителей) о закономерностях развития, обучения и воспитания ребёнка в условиях ДОУ и семьи.
  • Содействие формированию психологической компетентности сотрудников дошкольного учреждения в вопросах развития, обучения и воспитания детей разных целевых групп.

Модель работы ППС базируется на принципах:

  • научности (использование научно обоснованных и апробированных в педагогической дошкольной практике технологий и методик);
  • системности (организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса);
  • комплексности (совместна деятельность различных специалистов, всех участников образовательного процессов решении задач сопровождения: администрации, воспитателей, педагога – психолога, учителя – логопеда и др.);
  • превентивности (обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций);
  • технологичности (использование в работе современных технологий).

Управленческий компонент модели

Компоненты управления ППС в МАДОУ включают в себя следующие составляющие:

  • нормативно – правовая база для регламентации деятельности ППС в ДОУ, организация равномерного распределения функциональных обязанностей специалистов ППС;
  • проектирование психологически безопасной среды, психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и индивидуальных коррекционно — развивающих программ, оказание психолого-педагогической помощи всем целевым группам;
  • оценка эффективности психолого-педагогического сопровождения.

Структурно-функциональный компонент модели

Организованная структура ППС в МАДОУ представлена следующими компонентами:

  1. Общее управление ППС ДОУ осуществляет заведующий, который обеспечивает функционирование и эффективное взаимодействие специалистов ППС ДОУ, а также взаимодействие с муниципальным координатором и другими образовательными учреждениями города и района по организации информационно-методического сопровождения, консультирования, обмена опытом, устранения дефицитов в работе ППС ДОУ, обеспечивает проектирование нормативно — правовой базы.
  2. Обязанности руководителя ППС выполняет заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе (или старший воспитатель). Руководитель ППС назначается и освобождается от должности приказом заведующего ДОУ.
  3. Основные направления работы руководителя ППС:
  • организация перспективного и текущего планирования деятельности ППС;
  • координация работы специалистов ППС по выполнению годового, текущего плана деятельности и совершенствование методического обеспечения;
  • осуществление контроля за качеством и эффективностью, оказываемой участниками психолого-педагогической помощи, проведение проблемного анализа деятельности ППС;
  • предоставление отчета о работе ППС заведующей МАДОУ.
  1. Внутренняя деятельность психолого-педагогической службы осуществляется специалистами (учитель — логопед, педагог — психолог, учитель-дефектолог) и воспитателями МАДОУ. Педагог-психолог устанавливает актуальный уровень когнитивного развития ребенка, определяет зону ближайшего развития, выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми,  определяет направление, характер коррекционно-развивающей работы с детьми, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ДОУ, родителями (законными представителями). Учитель-логопед определяет уровень нарушения речевого развития, оформляет заключение, разрабатывает программы коррекционно-логопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической помощи, проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции речевых нарушений с детьми, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ДОУ, родителями (законными представителями). Учитель-дефектолог определяет уровень нарушения познавательного развития, оформляет заключение, разрабатывает программы коррекционно-развивающего обучения детей, нуждающихся в помощи дефектолога, проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции познавательных нарушений с детьми, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ДОУ, родителями (законными представителями). Воспитатели, педагоги-специалисты – участвуют в проектировании развивающей предметно – пространственной среды, разработке основных, адаптированных и дополнительных программ, оказывают психолого – педагогическую помощь для воспитанников разных целевых групп; тиражируют опыт профессиональной деятельности через мероприятия разного уровня.
  2. Внешний компонент структуры взаимодействия ППС включает в себя следующие организации: ПМПК, ЦПМПК, ГМО педагогов-психологов, ГМО учителей-логопедов, ГМО учителей-дефектологов, КГБОУ «Минусинская школа №8», СОШ №6. Взаимодействие ПМПК и ЦПМПК является необходимым условием для оказания эффективной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении. Сотрудничество, с ГМО способствует повышению уровня профессионализма специалистов психологической службы МАДОУ «Детский сад № 3» . Для успешной адаптации выпускников МАДОУ«Детский сад № 3» выстраиваем сотрудничество с КГБОУ «Минусинская школа №8», СОШ №6.

Содержательно-технологический компонент модели

В содержательно-технологическом компоненте модели МАДОУ представлены основные целевые группы и направления работы с участниками образовательного процесса.

Психолого – педагогическая служба МАДОУ «Детский сад №3» занимается сопровождением различных целевых групп:

  1. Обучающиеся различных целевых групп:

— норматипичные воспитанники;

— воспитанники с ОВЗ и инвалидностью (РАС, ЗПР, ТНР, УО, НОДА);

— одарённые воспитанники;

— «группа риск» (СОП, СВО, опекаемые дети, дети эмигранты, и т.д.);

  1. Педагогический коллектив МАДОУ;
  2. Родители.

Направления работы психолого-педагогической службы ДОУ выделены, исходя из охвата всех участников образовательного процесса:

  1. Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явления дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
  2. Психологическое просвещение — формирование у всех участников педагогических отношений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
  3. Психологическая диагностика — изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявления причин механизмов нарушения в обучении, развитии социальной адаптации. Психодиагностика проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и с группами воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
  4. Психолого-педагогический консилиум, углубленная специализированная помощь участникам воспитательно-образовательных отношений воспитанникам дошкольного образовательного учреждения, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании.
  5. Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранении ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, логопеда, медицинского работника, других специалистов МАДОУ «Детский сад № 3»(разработка рекомендаций программ коррекции, контроль ее выполнения).
  6. Консультативная деятельность — оказание помощи родителям (законным представителям) воспитанников, педагогическим работникам, администрации и другим специалистам и сотрудникам дошкольного образовательного учреждения по их запросу, в области развития, воспитания и обучения детей
  7. ППС оказывает психологическую поддержку деятельности МАДОУ «Детский сад № 3» при:

— подготовке к лицензированию дошкольного образовательного учреждения проведении экспертизы коммуникативной компетентности педагогов и специалистов;

—  анкетировании родителей (законных представителей) воспитанников, для изучения запросов на образовательную деятельность;

— изучении личности и профессионального потенциала сотрудников дошкольного образовательного учреждения;

—  разрешении конфликтов в дошкольном образовательном учреждении. 

Реализуя основные направления работы ППС,  для различных целевых групп,  используем следующие  технологии: арт-терапия, здоровьесберегающие технологии, социальная адаптация, социальное консультирование. Методы и приёмы работы зависят от целевой группы. Для детей: беседа, наблюдение, диагностика, подгрупповая и индивидуальная корекционно-развивающая работа, рефлексия, психологические разгрузки и т.д. Для педагогов и родителей используем: мастер-классы, семинары, тренинги, анкетирование, психологические разгрузки, консультации, недели психологии, родительские собрания, круглые столы квартирник «Вместе мы сила», почта «Доверие» и т.д.

Результативный компонент модели

Результативный компонент модели психологической службы МАДОУ «Детский сад №3» позволяет оценить эффективность деятельности психолого-педагогического сопровождения через:

— диагностические мероприятия в группах разной  направленности, уровень адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ;

— анкетирование, отзывы родителей (законных представителей);

— сертификаты, грамоты, благодарственные письма транслируемого опыта работы в рамках сетевого и межведомственного взаимодействия;

— проведение итогового заседания ППС и составление аналитического отчёта о работе психолого – педагогической  службы в конце учебного года.

Комментирование запрещено